Секция 1. Теория и практика развития дошкольного образования

Тема доклада: «Игровые методы и приемы интеллектуально-творческого развития старших дошкольников в совместной музыкальной деятельности»

Аннотация: Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка.  Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Важно, на каждом занятии, музыкальному руководителю, обеспечить единство эмоционального, интеллектуального и творческого компонентов развития дошкольников. Это заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, песенных и ритмических композиций, через применение принципов адаптивности, вариативности и возможности его трансформировать с использованием игровых методов, приемов, методик, которые способствуют осознанности восприятия, эмоциональной отзывчивости, развивают воображение, интеллект и творчество воспитанников.

Докладчик: Киселева Галина Юрьевна, музыкальный руководитель, МКДОУ Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок», р.п.Елань – Коленовский, Новохоперский муниципальный район, Воронежская область.

презентация

 


Тема доклада: «PROдобро#117». Реализация педагогической технологии «Дети-волонтеры» в условиях дошкольного учреждения

Аннотация: Актуальность  организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше  педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Новизна темы состоит в том, что в ходе реализации педагогической технологии предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. 

Докладчик: Федорова Ольга Васильевна, старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №117» ИО г. Братска, Иркутская область город Братск, Бочарова Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №117» ИО г. Братска, Иркутская область город Братск, Павловская Светлана Федоровна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №117» ИО г. Братска, Иркутская область город Братск

 


Тема доклада: Компьютерно-игровой комплекс «LigroGame» как педагогическая технология  и современная STEAM-среда для раннего инженерного и естественно-математического образования детей на 3D-технологиях

Аннотация: В докладе рассматривается современное отечественное решение для материально -технических условий образовательного учреждения - «компьютерно-игровой комплекс LigroGame», который позволяет специалистамконструировать образовательное пространство учреждения в соответствии с целевыми ориентирами и задачами интеграции STEM-STEAM практик в содержание игровой и познавательной активности детей;разрабатывать STEM занятия, STEM проекты, STEM игры с использованием дидактического комплекса пособий «LigroGame» в соответствии с ФГОС и ФГОС ДО на основе игровой технологии компьютерного 3Dмоделирования в «LigroGame».

Докладчик: Молоднякова Алена Валерьевна, директор ООО «АВСПАНТЕРА», автор-разработчик проекта «LigroGame», доцент кафедры ППО (психолого-педагогического образования) НТГСПИ (ф) РГППУ (нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), разработчик программ для дошкольного и дополнительного образования детей с использованием информационных технологий (медаль «Элита российского образования» (2010), медаль «Януша Корчака» (2009, 2010) и др. Сертифицированный эксперт по направлению «цифровые технологии». г.Нижний Тагил, Свердловская область

 


Тема доклада: Реализация творческого потенциала дошкольников в игре на детских музыкальных инструментах

Аннотация: В докладе речь идёт о музицировании на детских музыкальных инструментах как об одной из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки, а также о творческом музицировании, дающем возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой - опыта речи и движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. 

В настоящее время в системе музыкального воспитания дошкольников, как и в системе дошкольного образования в целом, произошли большие изменения. Основные причины необходимости модернизации и развития дошкольного музыкального образования связаны с изменением требований к содержанию и организации музыкального воспитания. 

Воспитание творчества развивает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие. Он активен, инициативен и самостоятелен. 

Докладчик: Славакова Наталья Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №24 «Теремок» ст. Незлобной» Ставропольский край, Георгиевский городской округ, станица Незлобная

 


Тема доклада: «Эмоционально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста при интегративном взаимодействии музыки и изобразительного искусства».

Аннотация: Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал.                                                                                                      Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в школе  Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Докладчик: Папулова Ольга Владимировна, воспитатель, МКДОУ Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок», р.п.Елань – Коленовский, Новохоперский муниципальный район, Воронежская область.

презентация

 


Тема доклада: Роль педагога в эстетическом воспитании ребёнка, как необходимой составляющей в развитии дошкольного образования

Аннотация: Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. 

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею.

Докладчик: Баюшкина Елена Сергеевна, Музыкальный руководитель МДОУ – детский сад № 32 Г.о.Жуковский Московской области

 


Тема доклада: Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Аннотация: Мы живём в современном мире. Все кругом меняется, обновляется, идёт в ногу с прогрессом, с развитием цифровых технологий. Так же и образование перешло на новый образовательный уровень, а это неизбежно ведет к обновлению средств обучения, методов и развитию инноваций. В музыкальном воспитании также появляются новшества, которые вобрали в себя старый приемы обучения и усовершенствованные методы преподавания.

Докладчик: Пантюхова Елена Сергеевна, Музыкальный руководитель МДОУ – детский сад № 32 Г.о.Жуковский Московской области

 


Тема доклада: Детский познавательно-исследовательский проект на основе игровой технологии «LigroGame» на тему: «Грибок-теремок», по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Под грибом»

Аннотация: Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий и технологии объемного трехмерного моделирования для изучения и создания объектов живой природы.  Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, которые соответствуют концепции STEM – подхода в раннем инженерном и технологическом образовании детей.  

Погружение в мир сказки и ее героев происходит на основе междисциплинарного STEАM подхода и STEАM-технологии игрового компьютерного 3D моделирования «LigroGame» (автор Молоднякова А.В., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) РГППУ), где реализованы этапы проектной деятельности в соответствии с алгоритмом жизненного цикла проекта по международным стандартам инженерного образования CDIO – «придумывай-моделируй-создавай-играй».

Докладчик: Гава Светлана Васильевна, Воспитатель 1КК МАДОУ НТГО детский сад «Голубок» г.Нижняя Тура Свердловской области

 


Тема доклада: «Применение знаково-символических средств для успешного овладения музыкально-ритмическими движениями старшими дошкольниками»

Аннотация: Данное выступление освещает такое средство педагогического воздействия, как знаково-символическое. На примере применения знаково-символических средств в процессе овладения музыкально-ритмическими движениями старшими дошкольниками, рассмотрены пути овладения танцевальными движениями детьми, а также пути развития умения перестраиваться, ориентироваться в пространстве . Данное направление актуально в связи с тем, что музыкальное мышление детей старшего дошкольного возраста, лучше эффективно развивать, применяя предметные, предметно-схематические, схематические изображения. Это неоднократно подтверждали многие педагоги-ученые, такие как Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина и другие. 

Докладчик: Мартынова Светлана Михайловна, музыкальный руководитель МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г.о. Серпухов, Московская область

презентация

 


Тема доклада: «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».

Аннотация: Музыка, как и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал.                                                                                                      Одна из проблем, интересующая педагогов, — это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в школе Пифагора проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

Докладчик: Батищева Татьяна Викторовна старший воспитатель, МКДОУ Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок», р.п.Елань – Коленовский, Новохоперский муниципальный район, Воронежская область.

презентация

 


Тема доклада: «Педагогическая диагностика (наблюдение), как инструмент реализации образовательных задач».

Аннотация: «Вдохновение»  - Ярмарка идей на тему «Педагогическая диагностика (наблюдение), как инструмент реализации образовательных задач».

 Педагогическое наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми:

  • Знание закономерностей психического и физического развития детей признаков типичного развития по возрасту;
  • Умение вести соответствующие записи;
  • Согласовывать действия с коллегами;

Готовность вовлекать в наблюдения и анализ ситуации в развитии ребенка, родителей. В этом нам помогают «Карты индивидуального развития». В картах  фиксируем и отмеченные нами достижения детей. Наблюдаем за детьми в самостоятельной свободной деятельности и в непринужденной обстановке.

Докладчик: Заметина Елена Александровна - воспитатель, Ковалевская Оксана Николаевна - воспитатель МБДОУ «ДСКВ №46», г. Братск, Иркутская обл.

презентация

 


Тема доклада: Развивающее пособие системный оператор ТРИЗ «Петр Первый» 

Аннотация: Наше учреждение каждый год занимается сетевым проектом «Музей глазами ребёнка». В этом году мы решили реализовать тему, посвященную 350-летию со дня рождения Петра I, разработать игры, задания, квесты. Так как я увлекаюсь системным оператором ТРИЗ, я придумала вариант игры с «волшебными экранами» и внесла изменения в развивающую среду. Детям очень понравилось играть в «волшебные экраны», это помогло поддержать интерес к личности Петра I, систематизировать и обобщить информацию, с которой дети знакомились в течение года.

Докладчик: Воспитатель Богданова Ирина Валерьевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №110 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга «Эрмитажный детский сад»

презентация

 


Тема доклада: Технология индивидуализации обучения и развития дошкольников "План-дело-анализ"

Аннотация: Технология «План-дело-анализ» - один из наиболее подходящих современных способов, благодаря которому с легкостью можно выявить индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Основная задача в обучении и развитии  детей – выбирать прогрессивные формы и способы организации работы, применять различные нововведения, а также использовать оригинальные методики с применением инновационных педагогических технологий, наиболее соответствующих поставленной цели воспитания личности. Такая технология, применяемая в нашей практике, является ведущая технология программы «Вдохновения» «План-дело-анализ». Технология «План-дело-анализ» - представляет собой новую модель планирования образовательного процесса. Основная педагогическая цель данной  технологии - дать детям возможность быть активными и проявлять инициативу, делать осмысленный выбор персональной деятельности и возможность раскрыть себя в соответствующей деятельности в разных центрах активности.

Докладчик: Карпенко Нина Адамовна – старший воспитатель, Пилатова Анна Васильевна – воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 46»
муниципального образования города Братска, Иркутская область

презентация

 


Тема доклада: Сотрудничество ДОУ и семьи в период самоизоляции. Дистанционный детско-родительский проект «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Аннотация: Как  родителям и детям организовать досуг и совместное времяпрепровождение во время самоизоляции?

Дистанционный детско-родительский проект «Куколка тряпичная – игрушка отличная»  направлен на решение вопросов духовно-нравственного и социокультурного воспитания детей. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. 

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.
Изготавливая ее вместе с родителями, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. В  семьях всегда к куклам относились бережно, передавали по наследству.

Изготавливая  с детьми тряпичную  куклу,  мамы и бабушки просто и ненавязчиво передадут следующему поколению культурные и нравственные ценности народа нашей страны, расскажут  о красоте и многообразии окружающего мира, его истории.

Играя  тряпичными  куклами,  дети будут общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, доброту, развивать мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. 

Таким образом, возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Докладчик: Грицкова Татьяна Александровна, МДОУ Д/с «Золотой ключик», г. Балашов, Саратовская область

 


Тема доклада: «Видео-занятия с использованием авторских пальчиковый игр, как элемент системы здоровьесбережения, способствующий развитию психомоторных функций старших дошкольников с ТНР»

Аннотация: При работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи во всех видах деятельности ставится упор на речевое развитие. Учеными, изучающими деятельность детского мозга, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук, и развить их в нужной степени помогают пальчиковые игры и упражнения.

Авторская видео-картотека пальчиковых игр и гимнастик помогает замотивировать детей на выполнение скучных, рутинных упражнений и является актуальной формой взаимодействия с воспитанниками в дистанционном формате.

Докладчик: Стромилова Александра Александровна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №35 Фрунзенского района СПб, г. Санкт-Петербург.

Егорова Яна Игоревна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №35 Фрунзенского района СПб, г. Санкт-Петербург.

 


Тема доклада: Формирование положительных личностных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья,  с помощью системы Марии Монтессори

Аннотация: Выступление посвящено формированию положительных личностных качеств и развитию детей с ОВЗ по системе Марии Монтессори, на личном опыте с 2010 года, на примере детей с ЗПР. 

Докладчик: Неклюдова Галина Юрьевна, воспитатель

ГБОУ ООШ № 19 СП детский сад «Кораблик»

Самарская область, г.Новокуйбышевск

 


 

Тема доклада: «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»

Аннотация: Выступление описывает опыт работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В видео докладе рассматривается проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей.  Здесь описывается актуальность темы, цели и задачи работы педагогов и специалистов ДОУ по данному направлению. Фильм демонстрирует яркие примеры проведения фольклорных и патриотических мероприятий, описывает их колоссальное значение не только для дошкольников, но и для их родителей. 

Докладчик: Карелина Наталья Николаевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №26» город Красноярск, Красноярский Край. 

 


Тема доклада: Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии.

Аннотация: Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Докладчик: Лазаренко О.Е воспитатель МБДОУ№16; г.Канск, Красноярский край

Маркова О.В воспитатель, МБДОУ№16, г.Канск, Красноярский край

презентация

 


Тема доклада: Современные образовательные технологии для развития ранней читательской грамотности дошкольников

Аннотация: В данной презентации представлены актуальность, ключевые моменты современных образовательных технологий по развитию ранней читательской грамотности у дошкольников. Перечислены и раскрыты  основные технологии (технологии обучения образной речи, диалогового общения, игровые технологии, технология критического мышления, здоровье сберегающие технологии)

Докладчик: Кошкарева Оксана Анатольевна- учитель-дефектолог,

Кукарина Сваетлана Владимировна –учитель-дефектолог.

Самарская область. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «школа 73 имени 
героя советского союза Н.Ф. Карацупы» структурное подразделение детский сад «Облачко».

 


Тема доклада: Презентация дидактической игры «Что лежит в конторке?»

Аннотация: В 2022 году Россия отпраздновала 350-летний юбилей со дня рождения первого российского императора — Петра Великого. Дидактическая игра «Что лежит в конторке» приурочена к этой важной дате. Целью нашей игры является патриотическое воспитание детей. Воспитание патриотизма невозможно без конкретных примеров. Одним из таких примеров для нас является Пётр I. Мы можем утверждать, что этот образ обладает всеми необходимыми качествами для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Игра отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуре и исторической преемственности, формирует целевые ориентиры воспитанников; рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности.

Докладчик: Павлова Анастасия Сергеевна, логопед, ГБДОУ №110 Центральный район Санкт-Петербурга