ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста.
{jcomments off}
Анонс:
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них потребность в саморазвитии, в познании, в самостоятельном исследовании мира.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
В рамках работы Федеральной инновационной площадки нами была определена тема нашей инновационной деятельности - «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста». Целью предмета исследования было теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательного интереса, развития поисковой активности и инициативы у детей дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы формирования и развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса, поисковой активности и инициативы у детей:
организовать развивающую предметно-пространственную среду для опытно-экспериментальной деятельности и самостоятельного применения детьми полученных знаний; создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста; организовать работу с родителями по созданию условий для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях семьи.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
В процессе реализации данной работы нами была подтверждена гипотеза: уровень развития познавательных интересов у воспитанников будет наиболее высоким, если воспитатель:
будет использовать опытно-экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) – как сквозной механизм развития детей дошкольного возраста; организует развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования и самостоятельного применения детьми полученных знаний; создаст условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.
В рамках вебинара мы расскажем о результатах данной деятельности и о возможности использования нашего опыта в вашей работе.
В рамках вебинара будут рассмотрены темы:
1)Введение. Инновационная деятельность современного образовательного учреждения на примере реализации инновационно-образовательного консорциума «Центр преемственности».
2)Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста (из опыта работы):
а)Образовательный проект «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»б)Пример образовательной деятельности в младшей группе.
в)Пример образовательной деятельности в средней группе.
г) Деловая игра «Теория и эксперимент»
Эспериментальная деятельность
Тематический план работы с элементами ТРИЗ
Сценарий Деловой игры
Сказка в других измерениях Старший возраст
Свойства водыСредняя группа
Радуга в небе Старший возраст
Путешествие капельки Средняя группа
Примерный перечень оборудования экологического профиля для учебно-материального обеспечения ДОУ
Правила по технике безопасности при организации опытов
Почему дует ветерСтарший возраст
Почему айсберги не тонут Старший возраст
Пословицы и поговорки
Познавательные рассказы сказки
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности
Перспективный план работы по экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста
Народные приметы
Логические задачи
Конспект открытого занятия
Картотека опытов и экспериментов
Картотека опытов и экспериментов 2
Картотека игр-фокусов для дошкольников
Картотека игр по исследовательской деятельности
инновационная деятельность
Загадки