ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста.

Анонс:

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них потребность в саморазвитии, в познании, в самостоятельном исследовании мира.  

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

В рамках работы Федеральной инновационной площадки нами была определена тема нашей инновационной деятельности - «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста». Целью предмета исследования было теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательного интереса, развития  поисковой активности и инициативы у детей дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы формирования  и развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

3. Экспериментально проверить эффективность опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса, поисковой активности и инициативы у детей:

организовать развивающую предметно-пространственную среду для опытно-экспериментальной деятельности и самостоятельного применения детьми полученных знаний; создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста; организовать работу с родителями по созданию условий для опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях семьи.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию познавательных интересов у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

В процессе реализации данной работы нами была подтверждена гипотеза: уровень развития познавательных интересов у воспитанников будет наиболее высоким, если воспитатель:

будет использовать опытно-экспериментальную деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) – как сквозной механизм развития детей дошкольного возраста; организует развивающую предметно-пространственную среду для детского экспериментирования и самостоятельного применения детьми полученных знаний; создаст условия для участия родителей (законных представителей) в опытно-экспериментальной деятельности.

В рамках вебинара мы расскажем о результатах данной деятельности и о возможности использования нашего опыта в вашей работе.

В рамках вебинара будут рассмотрены темы:

1)Введение. Инновационная деятельность современного образовательного учреждения на примере реализации инновационно-образовательного консорциума «Центр преемственности».

2)Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста (из опыта работы):

а)Образовательный проект «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»б)Пример образовательной деятельности в младшей группе.

в)Пример образовательной деятельности в средней группе.

г) Деловая игра «Теория и эксперимент»

Методические материалы будут доступны после оплаты вебинара!

Эспериментальная деятельность

Тематический план работы с элементами ТРИЗ

Сценарий Деловой игры

Сказка в других измерениях Старший возраст

Свойства водыСредняя группа

Радуга в небе Старший возраст

Путешествие капельки Средняя группа

Примерный перечень оборудования экологического профиля для учебно-материального обеспечения ДОУ

Правила по технике безопасности при организации опытов

Почему дует ветерСтарший возраст

Почему айсберги не тонут Старший возраст

Пословицы и поговорки

Познавательные рассказы сказки

Перспективный план работы по экспериментальной деятельности

Перспективный план работы по экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста

Народные приметы

Логические задачи

Конспект открытого занятия

Картотека опытов и экспериментов

Картотека опытов и экспериментов 2

Картотека игр-фокусов для дошкольников

Картотека игр по исследовательской деятельности

инновационная деятельность

Загадки