С.А. Асташова - директор МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М. И.»,
В.С. Губанова - учитель начальных классов,
город Усть-Илимск, Иркутская область
Лето — это калейдоскоп событий и, пожалуй, самая долгожданная пора в жизни школьников, ведь не даром мы часто говорим: «Лето это маленькая жизнь». И несмотря на то, что летние каникулы –большая радость для детей — это еще и причина волнений для родителей. Зачастую дети, предоставленные сами себе, попадают в опасные ситуации.
С целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих и исключения формального подхода к профилактике травматизма и несчастных случаев, разработан образовательный интенсив по теме «Моё безопасное лето».
Основные структурные единицы интенсивна- образовательный модуль и дневник модуля.
Педагогическая цель интенсива- целенаправленное внедрение в образовательный процесс новых методов и технологий, способствующих эффективному формированию у обучающихся практических основ безопасного поведения в быту, на природе, в социуме, в сети «Интернет» и выработке у обучаемых социально полезных знаний и значимых компетенций в сфере личной и общественной безопасности.
Открыть образовательный модуль рекомендуется торжественной линейкой, её задача создать мотивационный фон для эффективной работы в модуле. Обучающиеся распределяются в творческие группы, дальнейшая работа которых проходит под руководством учителей-наставников.
На протяжении четырех дней обучающиеся изучают, вспоминают, решают задачи и выполняют творческие работы по проектированию своего летнего отдыха под девизом «Каникулы классные, когда они безопасные».
Содержание модуля позволяет ученику быть активным участником образовательного процесса.
В первый день образовательного модуля обучающиеся должны выяснить, что такое безопасность, какие объекты и явления представляют потенциальную опасность для детей и взрослых, написали эссе, а в завершении определили 17 объектов, которые при нарушении правил безопасности из «безопасных» могут стать «опасными». Результаты исследования рекомендуется визуализировали в таблице.
Второй день начинаем с просмотра учебного фильма «Безопасные каникулы» и дополнением информации об опасностях в таблице предыдущего дня, предварительно проанализировав содержание фильма в группе. Особый интерес взывает работа с действующими инструкциями и их анализом с использованием метода критического мышления и заполнение таблицы «Знаю-Узнал-Хочу узнать», а также определение типов инструкций, к которым относятся инструкции по безопасности для обучающихся.
В этот день предусмотрено и домашнее задание. Обучающимся необходимо используя плакат «Безопасное детство», рассказать родителям правила безопасности, которые ребенок должен соблюдать летом дома, на улице, на природе. Особенность данной работы заключается в том, что оценивают ее родители. Выставленные отметки за знания и полноту ответа необходимо обосновать в письменной форме.
Третий день посвящается безопасности в сети «Интернет». Для начала можно разобрать значение понятия «Сеть», особенности сети «Интернет». В третий день погружения, предусмотрена и работа в группах, обучающиеся составляют коллажи по теме «Безопасный Интернет», снимают видеоролики по теме, презентуют свои работы.
В заключительный день образовательного интенсива, обучающиеся решают кейс-задания. Задания составлены таким образом, чтобы дети имели возможность, погрузиться в ситуацию, проанализировать ее с субъективных позиций и найти правильное решение. Работая в группах обучающиеся как правило бурно обсуждают задания и пути решения, предложенных ситуации, делают выводы.
В конце каждого дня работы в модуле учащиеся собираются с наставником, чтобы провести рефлексию и выразить свое отношение к событиям дня.
Во время работы в модуле формируются следующие метапредметные умения и навыки: умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей; поиск и выделения необходимой информации; структурирования информации; применения полученных знаний; публичное представление результата.
Мы убеждены, что образовательный интенсив, и 4-дневное погружение обучающихся в тематику, посвященную безопасности, значительно улучшают качество профилактической работы, минимизируют риски попадания обучающихся в ситуации, связанные с нарушением правил безопасности, повышает уровень социально полезных знаний и значимых компетенций в сфере личной и общественной безопасности.
Школа готова поделиться опытом работы, провести вебинар, предоставить дневник модуля.